Более трети российских потребителей не знают, кто такие пиарщики и маркетологи
Компания «Сервизория», специализирующаяся на проведении маркетинговых исследований для бизнеса, провела опрос среди жителей российских городов на тему «Пиарщики & маркетологи: кто такие и как влияют на поведение потребителей?». В опросе приняли участие более 1000 человек. 34% респондентов проживают в городах-миллионниках, 19% - в городах от 500 тыс. до 1 млн жителей, 24% - от 100 тыс. до 500 тыс. жителей, 23% - менее 100 тыс.
Оказалось, что почти половина (46%) опрошенных не знают, кто такой пиарщик, или не до конца понимают, чем он занимается (причем 21% никогда не слышали об этом термине).
Также целых 27% респондентов не знают, кто такой маркетолог, или не до конца понимают, чем он занимается (3% никогда не слышали об этом термине).
22% опрошенных считают, что пиарщик никак не может повлиять на выбор ими товара или услуги. Большинство респондентов подчеркивают, что принимают решение сами, основываясь на собственных исследованиях и отзывах других потребителей.
34% считают, что пиарщик может повлиять на их выбор и предпочтения, подтолкнуть их к покупке продукта. При этом 9% относятся к деятельности пиарщика с недоверием, полагая, что пиарщик может манипулировать их мнением и обмануть при выборе продукта или услуги.
Интересно, что 39,7% опрошенных смогли четко определить различия между маркетологами и специалистами по связям с общественностью (PR), отметив, что первые отвечают за стратегию продвижения товаров и услуг, а вторые занимаются формированием имиджа и связями с общественностью. При этом 13,7% респондентов считают, что пиарщик и маркетолог выполняют схожие задачи и работают в одной сфере, а еще 9,6% затруднились ответить на вопрос о различиях между данными специалистами.
Если термин «маркетолог», в большинстве своем, вызывает у респондентов ассоциации с аналитикой и исследованиями рынков товаров и услуг (12,3% респондентов), а также креативностью и разработкой продуктов (11%), то специалисты по связям с общественностью стойко ассоциируются с коммуникациями и имиджем (21,9% ответов).
43,8 % опрошенных считают, что роль маркетологов в современном обществе очень велика, поскольку они формируют общественное мнение, а также имидж компаний и брендов. 34,2% респондентов признают важную роль маркетологов, но считают, что их влияние ограничено определенными сферами деятельности. 12,3 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
При оценке влияния маркетологов на выбор потребителем продукта или услуги мнения респондентов разделились. Большая часть участников исследования (31,5%) считает, что маркетолог может повлиять на их предпочтения и убедить в необходимости совершения той или иной покупки. Вторым по популярности (17,8%) является убеждение респондентов в том, что роль маркетологов незначительна, поскольку покупатели способны принимать решения, основываясь исключительно на собственных выводах и отзывах других потребителей. 13,7% участников исследования считают, что маркетологи не влияют на их решения, поскольку роль маркетологов ограничивается только аналитикой. 11% респондентов полагают, что они обращаются к маркетологам для получения информации, но при этом принимают решения самостоятельно. Довольно большая часть опрошенных (8,2%) считает, что маркетологи могут манипулировать ими и обманывать их.
Таким образом, исследование показало, что почти 40% опрошенных убеждены в способности маркетологов оказывать прямое влияние на их выбор, даже путем манипуляций и обмана. С другой стороны, почти такое же количество респондентов считают, что всегда принимают решение самостоятельно, а роль маркетологов во влиянии на их выбор второстепенна.
«Не исключено, что данная особенность связана с различиями в локусе контроля респондентов – внешнем и внутреннем. Внутренний локус контроля человека связан с убеждением в том, что он сам управляет своей жизнью, а внешний – с тем, что его жизнь зависит от влияния внешних обстоятельств и решений других людей», - сообщила руководитель проектов по клиентскому опыту компании «Сервизория» Анна Белова.
В отношении к маркетологам доминируют положительные стереотипы – 27,4% участников опроса считают, что данных специалистов отличает профессионализм, креативность и способность влиять. В то же время, у 13,7% респондентов маркетологи ассоциируется с поверхностностью, манипуляциями и обманом. При этом почти 12% опрошенных наделяют маркетологов как положительными, так и отрицательными чертами.
Схожее отношение наблюдается у опрошенных к специалистам по связям с общественностью. Таким образом, отношение респондентов к маркетологам и PR-специалистам характеризуется амбивалентностью – если почти треть опрошенных наделяют их положительными чертами, то около четвертой части респондентов имеет полностью или частично отрицательные стереотипы о представителях данных профессий.
Больше новостей
Х форум " Дистанционные продажи и Телемаркетинг"
Секрет успеха: Как обратная связь от клиентов в сети Интернет может изменить ваш бизнес
В современном цифровом мире, где социальные сети и интернет-платформы проникают во все сферы нашей жизни, сбор обратной связи от клиентов стал важнейшей составляющей успешной бизнес-стратегии.
Почему собирать обратную связь от клиентов – это необходимость и эффективное оружие
Сбор обратной связи от клиентов и использование индикатора NPS (Net Promoter Score) продолжают оставаться важными в 2023 году.